"Роль театра в жизни ребенка"
Основная задача детского театра – через сказки и народное
творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов
и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети
могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов
мира. Театр – это целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не
употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими
удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за
кулисы театра. Музыка в спектакле занимает большое место, она способна
помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой
степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка
украшает спектакль, помогает создавать необходимое настроение. Увиденное
и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных
театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку,
требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле
товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи,
умению вести диалог и передавать свои впечатления.
С шести-семилетним ребенком можно провести
экскурсию по театру. Объяснить, как он устроен, как зажигается и гаснет свет,
почему всем зрителям хорошо слышно актера, что находится за кулисами, люди
каких профессий работают в театре и чем они занимаются. Попробуйте после
спектакля поиграть в театр дома. Быть может, это станет хорошей традицией
домашнего театра. Слушая
сказку, ребенок представляет себя в той или иной роли, мысленно попадает в
«сказочные ситуации», открывая для себя нечто сокровенное и волнующее. Для ребенка
театр начинается с того дня, когда он в первый раз берет в одну руку игрушечную
собаку, в другую - кота и начинает разговаривать их голосами. Сам того не
понимая, малыш постигает условности театра, когда составляет в пирамиду кубики
и говорит - «гора», а накрытый пледом стол называет «дворцом». Когда ребенок
начинает играть, он становится и актером, и режиссером, и костюмером
одновременно, он готов вовлекать в свое представление всех родственников и
знакомых, включая даже домашних животных. Именно поэтому его нужно познакомить
с настоящим театром, который так не похож ни на что из увиденного ребенком
раньше.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый
ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть,
брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр!
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. Театр учит детей видеть прекрасное и доброе в жизни, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
«Театр – это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на
сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить,
помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию,
активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и
через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому
воспринимают своих детей, заново открывая их.
Театр для детей – источник познания,
способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом
начинают общаться с другими детьми. Театр – добрый, мудрый помощник, помогающий
найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние
конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Именно в условиях
игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в
различных ситуациях, умение делать выбор. Здесь же просматривается момент
самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный
зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не
давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр – идеальная модель мира,
где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом
нужно и можно бороться.
На ранних этапах важно донести до ребенка
как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может
скрываться. Дети учатся распознавать красивую куклу, в которую спрятался
злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная
задача театра – вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию.
Информация и эмоции, полученные в
театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает
потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или
переживаниями буквально со всеми. А если ребенок сам принимает участие в
театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то
список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо
развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется
память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится
коммуникабельным.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров (пальчиковый, теневой, куклы бибабо).
Куклы - маленькие «воспитатели», в действиях которых дети могут увидеть
своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Причём,
театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого
ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в
правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в
игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за
неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый
может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле. Такое
взаимодействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Список литературы:
1.М.Родина, А. Буренина, Отрывок из статьи
Е. Османовой «Театр в жизни ребенка».
2. Л.В. Цукасова, Л.А. Волков «Театральная
педагогика: Принципы, заповеди, советы». Издательство 3, доп. М., 2009.
3. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в
детском саду», М., 1960.
4. Н.Н. Григорьева, «Роль театра в жизни
дошкольника», 2014.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!
Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.
Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник.
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.
Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».
Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!
Спасибо, Ирина Рудольфовна. Очень важные и мудрые советы.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Надеюсь будет это информация востребованная!
Удалить