.


Блог - призер (второе место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"

Консультации

             "Роль театра в жизни ребенка"

     Основная задача детского театра – через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира. Театр – это целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает создавать необходимое настроение. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

С шести-семилетним ребенком можно провести экскурсию по театру. Объяснить, как он устроен, как зажигается и гаснет свет, почему всем зрителям хорошо слышно актера, что находится за кулисами, люди каких профессий работают в театре и чем они занимаются. Попробуйте после спектакля поиграть в театр дома. Быть может, это станет хорошей традицией домашнего театра. Слушая сказку, ребенок представляет себя в той или иной роли, мысленно попадает в «сказочные ситуации», открывая для себя нечто сокровенное и волнующее. Для ребенка театр начинается с того дня, когда он в первый раз берет в одну руку игрушечную собаку, в другую - кота и начинает разговаривать их голосами. Сам того не понимая, малыш постигает условности театра, когда составляет в пирамиду кубики и говорит - «гора», а накрытый пледом стол называет «дворцом». Когда ребенок начинает играть, он становится и актером, и режиссером, и костюмером одновременно, он готов вовлекать в свое представление всех родственников и знакомых, включая даже домашних животных. Именно поэтому его нужно познакомить с настоящим театром, который так не похож ни на что из увиденного ребенком раньше.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр!

Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. Театр учит детей видеть прекрасное и доброе в жизни, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.




     «Театр – это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.
    Театр для детей – источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. Театр – добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр – идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться.

На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся распознавать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра – вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию.
      Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. А если ребенок сам принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельным.

Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров (пальчиковый, теневой, куклы бибабо).


       Куклы - маленькие «воспитатели», в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Причём, театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле. Такое взаимодействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

 

 

Список литературы:  

1.М.Родина, А. Буренина, Отрывок из статьи Е. Османовой «Театр в жизни ребенка».

2. Л.В. Цукасова, Л.А. Волков «Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы». Издательство 3, доп. М., 2009.

3. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду», М., 1960.

4. Н.Н. Григорьева, «Роль театра в жизни дошкольника», 2014.

                                      






                            Как «приручить» музыку?

·         Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретайте записи музыкальных сказок: («Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновых и др.)

·         Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, джазовой музыкой.

·         Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

·         Включайте качественную запись музыкального произведения на тихой звучности. Не ограничивайте деятельность ребенка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребенок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип уже знакомого произведения.

·         Теперь при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений ( это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному произведению.

·         Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Существует так называемый метод активного слушания музыки- здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие-либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая — можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.

·         Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке — балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.



                                                              Музыкальный руководитель:                     

  Хачатурова Ирина Рудольфовна.
                                 






                                             "Музыка и малыш"
Уважаемые родители! Вы вправе усомниться: а не рано ли говорить об этом сейчас? Неужели это крохотное существо уже пора приобщать к искусству? На этот вопрос  можно ответить так: нет, не рано, а может быть, чуть-чуть поздновато. Учеными доказано, что задолго до рождения ребёнок воспринимает не только голос матери, но и определённые звуки извне. Уже в последние месяцы беременности плод отвечает на резкие звуковые раздражения сильными толчками, и в этот пренатальный (дородовой)  период  органы чувств ребёнка подвергаются определённой тренировке.

Исследования в этой области показали, что развивающийся плод слушает музыку с большим удовольствием и реагирует на пение матери по-разному: слыша спокойную музыку замирает, а на быструю , весёлую – начинает оживлённо двигаться. Это говорит о том, что именно музыка, музыкальное искусство гораздо ближе младенцу, чем другие виды искусства, потому  что слуховой анализатор ребёнка начинает функционировать одним из первых. Новорожденному так необходимы ласковые руки матери, её улыбка и мягкий спокойный голос. Малыш реагирует на мелодичные звуки пения матери – затихает и прислушивается. Для детей раннего возраста интонационная выразительность музыки, близкая к интонациям человеческого голоса, имеет большое значение. Она благотворно действует на настроение младенца, вызывая, прежде всего чувство удовольствия.  Постоянные положительные реакции на музыку влияют на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Музыкальное воздействие на младенца ускоряет многие процессы формирования его организма, психики. Явное оживления и самые разнообразные двигательные реакции малыша, которые вызываются музыкальными звуками, свидетельствуют о прямой связи музыки с физическим развитием ребёнка. Первые звуки, издаваемые младенцем, говорят о влиянии музыки на его речевое развитие. Кроме того, систематические музыкальные занятия с детьми первого года жизни помогут накопить так необходимые им музыкальные и – главное – опыт восприятия музыки.   

 Трудно переоценить значение музыки для общего и музыкального развития детей в младенческом возрасте. В данном случае вполне закономерен вопрос о соотношении врожденных и приобретённых художественных способностей. Некоторые родители думают,

что,  если они сами не умеют петь, рисовать, красиво танцевать, значит и их детям этого на дано. Если ребёнок вяло реагирует на музыку, не поёт, не тянется к музыкальным игрушкам, означает ли  это, что «виноваты» родители? Нет!

При систематическом и хорошо продуманном музыкальном  воспитании можно достичь заметных результатов в обучении тех детей, которые от рождения не обнаруживали у себя явных музыкальных способностей.

Музыкальные способности  у младенцев могут проявляться очень рано, а их отсутствие ( что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Только ваша увлечённость и забота о приобщении малыша к музыке, создание вокруг него музыкально-эстетической среды и необходимые при этом знания помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.

Основой основ музыкального развития детей раннего возраста признана эмоциональная восприимчивость, отзывчивость на музыку. А глубина эмоциональных переживаний ребёнка будет определять качественный уровень его музыкального восприятия.

Заниматься с малышом  лучше в дневное время через 30-40 минут после кормления.

Важно, чтобы в комнате было тихо.  Когда вы убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении, его ничто не отвлекает, можете начинать. В вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки, призывы, заклички. Самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные и отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой. Малышей может  привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким-нибудь   солирующим инструментом. Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном.

Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представления детей о звуковой палитре музыки.

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький  росток будущей талантливой личности, порадоваться рано  проявившимся у него «удивительным» способностям.

Кроме того, вы, наверное, хотите видеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве.

Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.






Правила поведения родителей на детском празднике!
С правилами ознакомиться мы предлагаем Вам:

Мы в музыкальном зале рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья вам предложить -
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

    Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый, сообразительный! А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.

Готовьтесь к утреннику!!!

    Если  в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.

Приходите на праздники в детский сад!!!

   
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.

Не обесценивайте старания вашего ребенка !!!

   
Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. 
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.

Придерживайтесь правил !!!

    Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник. 
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.

Участвуйте в празднике!!!


    Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».
Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!




2 комментария:

  1. Спасибо, Ирина Рудольфовна. Очень важные и мудрые советы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Надеюсь будет это информация востребованная!

      Удалить