.


Блог - призер (второе место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"

Практика






«Зимушка хрустальная»

Занятие «Зимушка хрустальная» на основе самостоятельной художественной деятельности детей.

                                                Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с музыкой П. И. Чайковского. Научить определять характер и настроение прослушанной музыки, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Развивать творческое воображение и умение передавать образ через восприятие музыки. Учить выражать своё эмоциональное состояние и настроение через движения, мимику и жесты, побуждать к творчеству в танце.
Продолжать развивать чувство ритма, слуховую и двигательную память.
Поддерживать эмоциональный настрой детей, желание заниматься музыкой.
Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к классической музыке.

Используемый материал:
Фонограммы: П. И. Чайковский «Декабрь», «Январь»; А. Вивальди «Зима»;, А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».
Сундучок, очки из картона и фольги; накидка и корона, волшебная палочка для Госпожи Метелицы.
Предварительная работа:
Слушание произведения П. И. Чайковский «Декабрь»; А. Вивальди «Зима»; А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».
Проведение этюдов и психогимнастик, как самостоятельной творческой деятельности.
Рассматривание картин о зиме, беседы и наблюдения.
Ход занятия.

Iчасть.

Дети входят в музыкальный зал, садятся полукругом.
Музыкальный руководитель:
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на ветвях дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки… (зимы)
- Не только поэты сочиняли стихи о зиме, но и композиторы писали музыку об этом волшебном и прекрасном времени года.
- Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский (показ портрета) сочинил музыку для всех времён года. Давайте их вспомним (зима, весна, лето, осень) .
- Ребята, вы правильно догадались, что в стихотворении говорится о произведение, посвященное зиме под названием «Январь». - А сейчас мы будем слушать внимательно музыку и вы скажите, какой характер у этого музыкального произведения.
Слушание произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Музыкальный руководитель:
- Ребята, вам понравилось это произведение? Какая по характеру эта музыка?
Ответы детей:
- Быстрая, бодрая, энергичная, радостная, звонкая, весёлая, задорная, медленная, струящая, нежная, ласковая, льющаяся, спокойная.
- Вот видите, ребята, какая разная музыка. Она разная потому, что состоит из трёх частей. Сейчас мы послушаем первую часть, а вы подумаете и скажите, что представляете, слыша эту музыку.
Слушание первой части произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Музыкальный руководитель:
- Ребята, какую картину вы представили перед собой?
Ответы детей:
- На санях с бубенцами едет Дед Мороз. Он созывает лесных жителей выйти из своих жилищ, пробуждает их. Дед Мороз взмахивает своим волшебным посохом и наряжает лес в зимнюю одежду. Метёт вьюга, метель, в снежном вихре кружатся снежинки. Дети с визгом катятся с горки на санях, звучит весёлый смех.
Воспитатель:
- Ребята, что называют зимней одеждой для леса?
Ответ детей: Снег.
Музыкальный руководитель:
- Молодцы! Очень живописная картина представилась вашему вообра-жению. А теперь давайте послушаем вторую часть этого произведения.
Слушание второй части произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Воспитатель:
- Ребята, что представилось вашему воображению?
Ответы детей:
- Спокойный, морозный, солнечный зимний день. Дети вышли гулять, взяли с собой лыжи, коньки, санки. Они собирают в комки снег и лепят снежную бабу, весело играют в снежки. Вокруг летают снежинки и садятся на ладошки детей.
Воспитатель:
- Ребята, вы послушали две части произведения П. И. Чайковский «Январь». А теперь подумайте и скажите, какая из этих частей была спокойнее?
Ответы детей:
Музыкальный руководитель:
- Умницы! Вы внимательны. А теперь послушайте третью – заключительную - часть произведения.
Слушание третьей части произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Муз. рук. :
- Ребята, а что сейчас открылось перед вашим взором?
Ответы детей:
- В вихре закружились снежинки, стало холодно, всем захотелось погреться: и детям, и всем лесным жителям. Наступила ночь, всё уснуло.
Муз. рук. :
- Ребята, мы действительно побывали с вами в волшебном мире музыки. Эта музыка превратила нас в фантазёров и сказочников.
- Вспомните, кто написал это произведение?
- Как оно называется?
- Из скольких частей состоит это произведение?

II часть.

Воспитатель:
- Ребята, хотели бы вы попасть в волшебный зимний лес?
Много снега нанесло, но для нас лесные жители проложили тропинку. чтобы нам легче было идти по лесу, мы наденем лыжи.
Звучит произведение А. Вивальди «Зима».
Воспитатель вместе с детьми имитирует надевание зимней одежды и лыж, под музыку дети идут на лыжах в лес, останавливаются на лесной полянке. Музыка стихает.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и оказались в волшебном зимнем лесу. Оглянитесь вокруг, какой чистый воздух, вдохните его. Ребята, хотите представить себя снежинками?
Звучит произведение П. И. Чайковского «Декабрь»
Психогимнастика «Снежинки»:
Воспитатель:
- Раз, два, три – в снежки превратились мы.
- Закружились медленно снежинки, их гонит лёгкий ветерок. Они такие лёгкие, красивые, пушистые. Каждая снежинка исполняет свой танец. Сначала – вправо, затем – влево, закружились в вихре. А теперь вперёд, назад и снова закружились в вихре танца. Ветер стих, и все снежинки опустились на землю, образуя большой сугроб. Но тут подул лёгкий ветерок, и все снежинки разлетелись в разные стороны. Но им не хотелось терять друг друга, и тут на помощь к ним пришла Госпожа Метелица (воспитатель надевает корону и накидку, превращаясь в Метелицу) и собрала снежинок снова в большой ком, а потом взяла свою волшебную палочку и помогла снежинкам закружиться в хороводе.
- Раз, два, три – вот опять ребята мы.

III часть.

Музыкальный руководитель :
- Помните, ребята, мы с вами пели песню «Зимушка хрустальная».
Будем водить хоровод и петь песню.
Песня А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».

IV часть.

Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый волшебный сундучок оставила нам Госпожа Метелица. А что в нём, мы узнаем, когда выйдем из леса. Давайте наденем лыжи и по лесной тропинке вернёмся в детский сад (имитация) .
Дети встали вокруг сундучка.
Воспитатель, открывая сундучок:
- Ребята, да здесь волшебные очки. Надев их, вы сможете увидеть в человеке всё самое хорошее и обязательно сказать ему об этом.
Дети надевают очки и говорят друг другу комплименты.
Воспитатель:

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Давайте подарим гостям наши улыбки и хорошее настроение. 

2 комментария:

  1. Занятие - шедевр. Если мы - педагоги будем наших дошколят погружать в мир прекрасного, то вырастим совершенно здоровое поколение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Ивановна, за высокую оценку.У меня составлен целый комплекс таких занятий по всем временам года.Для развития полноценной личности, такие занятия просто необходимы!

      Удалить